Как ведут себя потребители товаров класса люкс в Китае
На протяжении последних десяти лет Китай был и остается одним из самых привлекательных рынков для иностранных товаров с более чем миллиардным числом потенциальных потребителей. Ни для кого не секрет, что китайцы буквально сметают с полок товары известных зарубежных марок, для них это основной способ выражения своей состоятельности.
Средний доход потребителя товаров класса люкс составляет от 100 000 до 200 000 юаней в год. Ежегодно количество людей, которых можно отнести к среднему и выше классам стремительно растет (их число уже превышает 12%).
Как же рост дохода скажется на китайского потребителя, и что является ключевыми факторами, влияющими на его поведение?
1. Нишевые бренды
Сейчас в Поднебесной все еще царит «монополия» всемирно известных брендов. Но предпочтения потребителей в сторону более эксклюзивных товаров заметно меняются. Это прежде всего связано с тем, что китайцы научились ценить качество, стали более притязательны при выборе товаров и на фоне множества состоятельных соотечественников хотят выделится и показать свою индивидуальность. Как результат — нишевые бренды (торговые марки, которые ориентированы на сравнительно небольшую целевую аудиторию, отличающиеся первоклассным качеством и дизайном) набирают обороты. Среди них особо популярны: часы, обувь, косметика, парфюм, сумки и одежда.
2. Путешествия
Увеличение дохода влечет за собой рост затрат, связанных с путешествиями и досугом. Тот факт, что китайцы стали больше путешествовать также сказался на их поведении при выборе товаров или услуг. За пределами своей страны они узнают о новых трендах, товарах и технологиях, которые привлекают их качеством и дизайном, и естественно, они хотят видеть эти товары у себя в стране. Впрочем речь здесь идет не только о таких потребительских товарах, как одежде и ювелирных украшениях, продуктах питания, напитках, но и об услугах. Так например растет спрос на образование за рубежом. Количество студентов из Китая, обучающихся за рубежом, на 2014 год составило 459 800, что на 11% процентов больше, по сравнению с 2013 годом.
3. Женщины-лидеры
Если рассмотреть портрет потребителя товаров класса люкс с гендерной точки зрения, все больше и больше руководящих должностей в Китае занимают женщины. Это значит, что они становятся финансово независимыми и спрос на товары и сервисы класса люкс для женщин растет. Согласно статистике, количество женщин-лидеров в Китае превосходит другие страны. Так, например, в Италии 24% от общего количества предпринимателей и управленцев — женщины, В США и Англии — 20% , В Германии — 16%. В Китае этот показатель на сегодняшний день составляет 32% от общего числа лиц, занимающих руководящие должности.
4. Экология
Наряду с ростом доходов населения, экология в Китае также сказывается на поведении потребителей. Азиаты бережно относятся к своему здоровью и стараются ограничить потребление экологически вредных продуктов питания, и как результат, растет спрос на импортные органические продукты питания. Соотношение мужчин и женщин, отдающих предпочтение органическим продуктам питания составляет 30 на 70 процентов. Около 72 процентов всех потребителей органических продуктов питания находятся в возрастной группе от 26 до 45 лет. Немалочисленные скандалы, связанные с продуктами питания, также оказали мощное влияние на потребителей, которые не слишком доверяют местным производителям.
5. Онлайн-шопинг
98 процентов онлайн-покупок в Китае совершаются внутри страны (в основном, это электроника, товары для дома, косметика и одежда), но все большее число онлайн-пользователей совершают покупки в зарубежных магазинах. Это связано с тем, что качество товаров гарантировано, выбор широк, а цена ниже. Основная возрастная группа онлайн-шоперов в зарубежных магазинах — 26–35 лет (65,3%), доля мужчин (51,4%) слегка превышает долю женщин.
6. Соцсети и мобильный шопинг
В Китае более 640 миллионов интернет-пользователей, и почти половина из них руководствуется мнением и рекомендациями друзей при выборе товара. Прежде чем совершить покупку, среднестатистический пользователь интернета читает отзывы, рекомендации, посещает всевозможные блоги и форумы, сравнивает цены. Многие компании используют социальные сети для повышения узнаваемости бренда и стимулирования спроса на товары или услуги.
Одной из особенностей поведения китайских потребителей — требование «коммуникации» с любимыми брендами. Большинство компаний имеют развитый клиент-сервис, через который они общаются со своей аудиторией, тем самым повышая лояльность со стороны покупателей. Наиболее популярные социальные сети среди частных лиц и компаний — WeСhat (微信) и Weibo (微博).
Хочется отметить, что мобильный шопинг в Китае активно набирает обороты. На 2013 год объем транзакций составил 261,6 миллиарда юаней, за 2014 год количество транзакций выросло до 967,60 миллиарда.
Особую роль в формировании поведения потребителей играет урбанизация. В 1980-е года численность городского населения составляла 200 миллионов. На 2014 год доля городского населения составила более 756 миллионов (прирост составил 378%). Рынок потребления товаров класса люкс в Китае на сегодняшний момент самый крупный в мире и он будет продолжать активно расти. Молодое поколение формирует новую экономику страны, которая прошла свой путь с аграрной в индустриальную, а теперь и в сервисную.