Новая политика в области принятия НДС и ее значение для экономики Китая

Новая политика в области принятия НДС и ее значение для экономики Китая

1 мая в Китае произошло то, что сейчас называют самым масштабным пересмотром налоговой политики в стране за последние два десятка лет, — расширение экспериментальной программы в области налога на добавленную стоимость (НДС).

Наконец, все отрасли в экономике Китая будут регулироваться единым налоговым режимом, что рассматривается как часть более широкой стратегии по углублению экономических реформ в стране.

В чем смысл?

По своей сути реформа призвана стимулировать развитие экономики, позволить рынку играть решающую роль и исключить процедуру двойного налогообложения. Но это лишь общие заявления. Если рассматривать частные аспекты новой инициативы, становится ясно, что:

·НДС приходит на замену налогу с предприятий в сфере строительства, недвижимости, финансовых и потребительских услуг, что, как ожидается, выльется в снижении налогов на более чем 500 миллиардов юаней ($76,9 млрд) только в 2016 году;

·Центральное правительство планирует перераспределить часть доходов от НДС в бюджеты провинций;

·У ряда предприятий, особенно в сфере услуг и розничной торговли, появляется новый финансовый стимул в виде эффективного сокращения налогов, а у производственного сектора — возможность модернизировать и внедрить новые технологии.

Чего конкретно ждут от введения НДС в Китае?

1. Стимулирование сектора услуг

Третичный сектор, играющий большое значение в процессе перехода Китая к рыночной экономике, является первым в списке выгодоприобретателей от новой инициативы. Единый налоговый режим будет способствовать развитию равных условий для всех предприятий, особенно в рамках сектора услуг, который последним попал под действие НДС. По мнению экспертов, компании будут располагать большим капиталом для инвестиций в сферу исследований и разработок под облегченным грузом налогового бремени, что станет драйвером для развития сектора услуг.

2. Возвышение роли рынка

Единая налоговая система, распространяющаяся на все отрасли от производства до предоставления услуг, создает благоприятную налоговую среду для рынка, что имеет решающее значение в распределении ресурсов и в равномерном развитии отраслей, благодаря чему рынок в свою очередь может, наконец, полноценно вступить в свои законные права в Поднебесной. Очень важны в этом контексте и обещания премьера Ли, согласно которым налоговое бремя в результате реформы НДС во всех отраслях промышленности будет снижено.

3. Создание новых рабочих мест

Реформа несет в себе огромное социальное значение, облегчая налоговое бремя для малых и средних предприятий (МСП), что, по мнению экспертов, приведет к созданию новых рабочих мест. Ранее над МСП нависал налог на предпринимательство в размере 3-5% от дохода, который взимался даже в том случае, если компания не получала никакой прибыли. Теперь МСП ждет лишь НДС в размере 3%. С этой точки зрения введение нового налогового режима поспособствует повышению не только количественных показателей в вопросе национальной занятости, но и качественных — МСП содействуют сбалансированному и устойчивому росту как в экономическом, так и в социальном смысле.

Но ведь кто-то должен пострадать?

Конечно, без этого не обойтись, ведь мы говорим о реформах. Natixis SA сообщает, что местные органы власти готовы потерять от 125 до 250 млрд юаней в следующем году вместе с установлением нового налогового режима. Строительный, финансовый, потребительский, сектор услуг и недвижимости составляют порядка 80% от общих налоговых поступлений Китая, что в свою очередь приближается к оценке в 40% региональных доходов. Центральное правительство планирует расширить соотношение дефицита платежного баланса к ВВП до 3% в этом году, в частности с тем, чтобы заполнить этот пробел.

Аналитики из Credit Suisse Group AG прогнозируют возможную угрозу для строительных компаний от введения повсеместного НДС, так как большая доля их затрат не будет вычитаться. То же касается трудоемких промышленных организаций, чей доход тесно связан со стоимостью рабочей силы.

Реализация программы также может привести к росту затрат по сделкам на финансовых рынках. Налог добавит затраты к операциям РЕПО, являющимся одной из форм межбанковского финансирования.

Но большинство останется в выигрыше

Премьер Ли Кэцян заявил, что реформа НДС соответствует инновационной стратегии Китая и она способна создать благоприятные условия для современной сферы услуг и малого бизнеса. Крупнейшими получателями выгоды действительно станут они — предприятия с годовым оборотом в менее чем 500 тысяч юаней. Впрочем, крупные компании также смогут вздохнуть с облегчением, так как немалая часть расходов будет подлежать вычету. Во многом это касается сектора недвижимости.

В глобальном смысле новая политика должна стать глотком воздуха для экономики Китая. История НДС уходит корнями к моменту начала реформ. Тогда налог стал основным источником доходов центрального правительства. После, в 1994 году, произошло ужесточение режима, также пошедшее на пользу бюджету, а нынешний виток реформ должен уравновесить интересы бизнеса и государства.

По мнению экспертов, реформа в сфере НДС может стать ступенью к более масштабному “ремонту’” финансовой системы Китая. Какую роль примет нынешняя инициатива в крупных переменах пока сложно сказать. Сейчас речь идет о нескольких годах, в течение которых реформа НДС будет завершена окончательно. В том, что в данном случае мы имеем дело скорее с долгосрочной экономической реструктуризацией, нежели с краткосрочным импульсом, сходится большинство экспертов. Однозначно переход к НДС от налога с предприятий положит конец дискриминации в отношении отдельных компаний и поможет восстановить баланс во всех отраслях.

Обложка: tax.thomsonreuters.com

Вернуться к списку материалов

Еще статьи на тему НДС в Китае

Поворот телефона

Поверните устройство

Поверните устройство в портретный режим для продолжения использования сайта.