Уроки для студентов, которые хотят открыть свой бизнес
Студенчество – время, когда человек только начинает формировать свой дальнейший путь в жизни (если, конечно, он не гений-пианист, который обречен заниматься музыкой). И именно это время дает возможность совершать ошибки, открывать прописные истины, познавать себя и границы своих возможностей, в том числе в бизнес-сфере. Рассмотрим конкретный живой пример – ныне удачливого предпринимателя, который занимался доставкой вещей и торговлей в Китае, будучи студентом одного из китайских вузов.
Как все начиналось
А начиналось все с чтения мотивирующих книг и пролистывания пабликов в ВК для «успешных бизнесменов», на которые подписываются чаще всего люди, слабо отличающие прибыль и доход. В этих источниках информации частенько декларируются утверждения о том, что путь к успеху долог и тернист, но неудача – это вовсе и не неудача, а залог непременного будущего успеха. Ну и, конечно же, с попытки завести собственное дело, чтобы получить немножечко денег и «не работать на дядю».
В таком возрасте, когда до «дяди» еще расти и расти, попытки успешно вести свой бизнес превращаются в доходное дело только у малого процента предприимчивых людей. И зачастую деловая деятельность оканчивается, так и не начавшись толком. Но согласно теории успеха, которую пропагандируют глянцевые паблики, это именно такие провалы, которые обязательно будут полезны и приведут к успеху.
Кто такой байер
«Дай человеку 100 рублей, и он потратит их на себя, дай человеку ТаоБао, и он потратит 100 рублей на меня» – одна из самых популярных присказок байеров, которые организуют покупки и перевозкитоваров из Китая в Россию. Байеры – это люди, которые на протяжении нескольких лет были единственной возможностью российских модников приобрести недорого китайские вещи с таких крупных площадок, как Таобао и Алиэкспресс. Пик популярности феномена байера пришелся на 2008–2011 годы, когда даже в самых далеких уголках России начал появляться хороший мобильный и проводной интернет. Байер работал с партнером на территории России, который брал на себя всю работу по поиску и привлечению клиентов, сбору заказов, приему грузов из Китая, выдаче товара. Вся информация оформлялась в виде таблицы в Excel и отсылалась байеру, который сверялся по этому отчету, выкупал заказанное, договаривался с продавцом, искал выгодные предложения, получал, упаковывал товары и отправлял в Россию заказы, а также возвращал негодные вещи. Легко представить эту цепочку, и сколько в ней бывало накладок из-за человеческого фактора (например, неточности в отчете) и последующих проблем с клиентами. Кроме того, понятно, что срок доставки и цена груза из Китаяиз-за большого количества посредников сильно увеличивается. И поскольку каждый из цепочки думал, что именно его труд уникален и незаменим, то такие торговые отношения были очень неэффективными – каждый тянул одеяло на себя, и рабочие проблемы становились неразрешимыми.
Наш рассказчик именно из опыта работы байером усвоил, что стабильность – это такое гасящее всю инициативу состояние. Когда работа превращается в рутинное дело, а желание видоизменяться, становиться современнее, двигаться и расширяться пропадает – эта работа уже не приносит удовлетворения, и заниматься ею больше не стоит. Человек хорош в том деле, которое заставляет его «гореть». И когда его работа превратилась в рутину, он вместо того, чтобы расширяться и ставить перед собой новые задачи, попытался извлечь из этой ситуации максимум – запросил более высокую ставку за работу, которой стало больше.
Естественно, такой подход не устраивал партнера на российской стороне, который стал присылать меньше заказов, а затем и вовсе прекратил сотрудничество с «зазвездившимся» молодым человеком. После такого провала наш герой уже не смог восстановиться как байер и переключился на другую деятельность. Он усвоил урок, что если есть перспективы к расширению и увеличению загруженности – нужно хватать этот шанс и действительно наращивать обороты. Но малый бизнес любит не только смелых, но также и прагматичных. Урок о том, что к любому виду бизнеса нужно подходить с калькулятором в руке, его также не миновал.
Дубль два
Вторая попытка начать свой бизнес последовала довольно скоро. Герой решил заняться тем, чем раньше еще не занимался – поставлять товары не партнеру, а напрямую клиентам. Планировалось доставлять российские товары людям, живущим в Китае. Опыта работы напрямую с клиентами у него не было. Поскольку рекламные мероприятия в Сети стоят очень дорого, то нужно было искать новые каналы для привлечения клиентов. И герой нашей истории выбрал своей аудиторией таких же, как он, студентов. Конечно, те могли покупать аналогичные товары в китайских и корейских магазинах, которые разбросаны по улочкам крупных городов. Сгущенка, колбаса, икра – все то, что в Китае мало где встретишь. Но настойчивые предложения услуг «фуд-дилера» ничего не дали. Всего две клиентки – эмигрантка из России и такая же студентка соседнего вуза – постоянно заказывали российские товары. Разовые заказчики периодически появлялись, но в полноценный поток клиентов это так и не переросло. Причем основная статья поставок – это российский майонез, который обладает каким-то неповторимым «русским» вкусом.
Такое вялотекущее деловое существование продлилось ровно полгода, после чего молодой человек наконец-то признал, что этот бизнес – убыточный. Он честно посчитал прибыль за 6 месяцев и понял, что без родительской поддержки самостоятельно на эти деньги он не продержался бы и недели. Вывод, который он сделал из этого опыта: анализ рынка – это не фантазия, а точная наука. Все свои проекты нужно просчитывать, видеть их перспективу. Поняв всю безнадежность ситуации, молодой человек избавился от остатков продукции и начал совсем другой по объему бизнес, который в дальнейшем и сделал его настоящим и очень успешным предпринимателем.
Таким образом, нужно учесть такие моменты:
- Необходимо прагматично подходить к любым своим начинаниям (бывает так, что ничего не делать выгоднее, чем заниматься тем или иным видом деятельности).
- Видеть успешность или неуспешность начинания, вовремя уходить от неработоспособной модели.
- Уметь видеть шансы для расширения собственной деятельности (пример: обилие работы, с которой один человек не справляется – это повод нанять помощника и брать еще большие объемы).