Что покупает Китай: всё о китайском импорте

Что покупает Китай: всё о китайском импорте

То, что Китай является крупнейшим поставщиком товаров на сегодняшний день, – истина, которую доказывать не нужно. Миллионы людей активно покупают китайские товары (зачастую с помощью посредников), пользуются услугами по доставке грузов из Китаяв нужный срок по самым разным ценам, осуществляют перечисление денег через такие компании как Транзитплюс. Но для многих, наверное, станет открытием, что Поднебесная, рынок которой столь насыщен (кажется, что она ни в чем не нуждается!), все же закупает немалое количество различных товаров и услуг. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим, какие нужды есть у этой страны.

Энергетические потребности Китая

Каждой стране нужны энергоносители, не является исключением и Китай. Наличие огромного промышленного сектора, который к тому же активно расширяется, с каждым днем поглощая все большее количество энергетических ресурсов. Нефть, газ, уголь — вот основные импортируемые в Китай энергоносители, хотя еще совсем недавно эта страна не только обеспечивала себя этими ресурсами в полной мере , но еще и поставляла их сама в другие государства. Переломным стал 1993 год, когда вполне внушительные нефтяные запасы все же подошли к концу, а перерабатывать собственный добытый уголь оказалось очень дорого и, следовательно, невыгодно. Именно поэтому уже к 2009 году количество закупаемого черного золота перешагнуло критические 50%, а на сегодняшний день еще и увеличились до 60%. Китай держит чуть ли не первенство в списке первейших импортеров не только нефти, но и угля и газа, то есть основных современных источников получения энергии.

Китай, страна, которая до сих пор имеет статус крупнейшего в мире добытчика угля, совсем не пользуется своими «дарами природы». Поднебесная решила, что импортный энергоноситель более дешев, нежели самостоятельная обработка добываемого сырья. Такой же подход использовался Китаем при решении снизить объем закупаемых нефти и угля и перейти к использованию голубого топлива, которое они будут приобретать в России. Самый крупный в истории контракт на транспортировку газа уже подписан и, как заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, Россия готова удовлетворить Китай большим объемом газа, чем европейские страны. Осталось лишь провести все работы по постройке нового газопровода «Алтай», который называют «западный маршрут». Уже сегодня стоимость этого проекта оценивают в 30 миллиардов долларов, хотя не отрицается и то, что в возможном будущем не исключено появление альтернативного канала поставки газа Россией Китаю, а именно через Дальний Восток.

Доля газа, использующаяся на сегодняшний день в промышленности Китая, уже составляет около 5%, и в близкой перспективе КНР планирует довести эту долю до 30%. Как считают власти, такой подход поспособствует еще и улучшению экологической обстановки, поскольку смог от угля над городами – явная и признаваемая многими проблема страны, решать которую просто необходимо.

Рынок Китая для поставки энергии в наши дни хотят завоевать многие из энергетических сверхдержав, ведь это сулит немалые прибыли, которые с годами будут лишь увеличиваться, во всяком случае, именно таков прогноз . Сейчас у России в столь важном вопросе имеется непревзойденный перевес. А в поставках нефти большая доля китайского рынка принадлежит Саудовской Аравии, которая может предоставлять немыслимо низкие цены, что и делает пока невозможным передел данного сегмента рынка. КНР, являясь одним из крупнейших потребителей энергоресурсов, значительно влияет на энергетическую и экономическую политику государств мира.

Огромная зависимость от импорта КНР присутствует и в вопросах поставки другого сырья и материалов, имеющих большое значение для производственной сферы (например, лес, металлы, каучук, химические товары).

Военный потенциал и нужды Китая

Военные нужды этого государства, как и практически любого другого, увеличиваются ежегодно. Китай повышает военную мощь, но, как ни странно, преимущественно исключая собственные разработки. Китай, по оценкам аналитиков, уже может считаться ведущим азиатским покупателем военных разработок и вооружения, значительно опережая все другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии. В последнее десятилетие КНР закупает достаточно много оружия: специалисты подсчитали, что импорт вооружения вырос более чем в 8 раз по сравнению с остальным миром.

Народно-освободительная армия Китая была сориентирована преимущественно на поступление оружия из России, что, впрочем, не удивляет, ведь руководящий состав государства заинтересовали летательные аппараты, а также двигатели и истребители, разрабатывающиеся в нашей стране. В список нужд Китая входит также и другая пилотируемая техника. Закупки КНР изделий российской военной промышленности ведутся с начала 90-х. Россия продала Китаю за эти 25 лет и боевые самолеты, и системы ПВО, и военно-морскую технику, и многие другие разработки наших инженеров.

Но у всего есть обратная сторона: изучив инженерные разработки, а также поняв общую конструкцию военной техники, прежде всего российского производства, китайцы решили организовать собственную сборку схожих моделей. Не так давно эксперты отметили, что КНР постепенно начала смену статуса импортера на обратный, доказательств этому масса. Уже сейчас оборонно-промышленный комплекс Китая производит обширный список разнообразного вооружения различного назначения, причем стоимость его по сравнению с аналогичными зарубежными моделями действительно ничтожно мала, а это несомненное преимущество.

Именно стоимость китайской военной техники позволяет развивающимся странам закупать ее, что способствует наращиванию ими собственного военного потенциала. Теперь государства, оборонный бюджет которых непостоянен, причем выделяемые средства нельзя назвать слишком уж большими, поддерживают высокий спрос на оружие из Поднебесной, основой которого все также являются российские разработки и технические конструкции. Но даже такая гибкость и умение делать аналоги не помогли Китаю освоить главные инженерные достижения. Инженеры этого государства не способны отладить выпуск двигателей для самолетов, которые бы поражали показателями мощности и надежности, как модели российского производства. Очевидно, что в настоящее время импорт двигателей и истребителей из России Китай, вероятно, прекращать не станет, но долго ли продлится данная ситуация, сказать не может никто.

Поставки алкогольных напитков

Безусловно, Китай имеет свои алкоголесодержащие напитки и свои сложившиеся традиции их потребления, но это вовсе не означает, что страна не закупает их в других государствах или что доля этих закупок мала. Влияние западноевропейской культуры и поведенческой модели однозначно сказались на вкусовых пристрастиях и привычках китайцев, поэтому они потребляют далеко не малое количество алкоголя, произведенного в других странах. В настоящее время среди китайцев возникла даже своеобразная мода на «благородные» напитки, содержащие алкоголь; например, вино у среднестатистического китайца вызывает устойчивую ассоциацию с Европой, к культуре которой жители страны стремятся максимально приблизиться. В начале года Financial Times удивила читателей аналитическими исследованиями, гласящими, что Китай больше всех импортировал красного вина, подвинув в списке признанных ценителей этого алкоголя Францию и Италию. Цифры рейтинга поражают, но все же они верны, и Китай стал лидером по результатам этого исследования.

Несмотря на приведенные выше данные, огромная доля винной продукции изготавливается внутри страны, и составляет примерно 80%. Такими объемами Китай обязан французам, разводившим в 90-х годах на его территории определенные сорта винограда, используемые в настоящее время для нужд собственной промышленности. Это также способствовало тому, что КНР состоит в пятерке крупнейших винных производителей, но никак не влияет на то, что доля импорта только за последние годы по сравнению с предыдущими выросла более чем в семь раз. Потребители из Китая больше доверяют европейским алкогольным брендам, а вина французских виноделов китайцы и вовсе считают непревзойденными и не сравнимыми с напитками собственного производства. Основной объем импортируемого Китаем зависит от Европы, и поставки в цифрах составляют почти 200 млн л в год, причем львиная доля этого количества произведена и завозится из Франции. Оставшуюся долю рынка Поднебесной делят Италия, Испания, Австралия, Чили и США.

Законы антикоррупционной направленности проявили себя снижением темпов роста импорта алкоголя и вина, особенно те, что касались импорта элитных марок алкогольных напитков. Эксперты полагают, что дорогостоящие алкогольные напитки использовались в качестве материального выражения слова «Спасибо», а это теперь считается в Китае взяткой, за которую можно и поплатиться. И если цена благодарности превышает 100 долларов, то презент чиновник вынужден внести в декларацию.

Рынок детского питания

Репутацию местных компаний по производству детского питания подорвали несколько громких скандалов. Например, тот, что произошел в 2008 году, когда в молочной смеси был найден меламин. Это способствовало тому, что на сегодняшний день почти 80% рыночного сегмента детского питания в Китае занимает зарубежная продукция. Китайские же производители, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, идут на разного рода хитрости. Из Новой Зеландии КНР импортирует большую часть детского питания, примерно 200 торговых марок. Правда, эксперты Китая подозревают, что только 20 из них действительно не являются подделками.

Китайский рынок детского питания сегодня продолжает увеличиваться. И несмотря на сложившуюся ситуацию, китайские власти не теряют надежды переориентировать потребителей на собственного производителя. В этом году были приняты новые правила для поставщиков импортного детского питания, поэтому на рынке останутся далеко не все.

Вернуться к списку материалов

Еще статьи на тему Бизнес с Китаем

Поворот телефона

Поверните устройство

Поверните устройство в портретный режим для продолжения использования сайта.